вот вдруг вас на улице спросят: "назовите хоть одного современного художника?" Хёрста назовете - не опозоритесь. пожалуйста! ;) Страсти Хёрстовы
Наконец-то, спустя неделю, ажиотаж вокруг последней выставки Дамьен Хёрста в Palazzo Grassi и Punta della Dogana в Венеции поутих и можно спокойно порефлексировать по этому поводу и конечно же вспомнить почему все так любят эксцентричного британца.
Серьезно, если Вы еще не слышали о выставке Treasures from the Wreck of the Unbelievable, то вероятнее всего вы медведь и все еще пребываете в состоянии спячки. О ней упомянул каждый, кому не лень, и если бы у новостей арт мира был своеобразный хит-парад, то несомненно имя Хёрста заняло бы в нем топовые позиции. Чума современного искусства в этот раз распространилась даже на ребят из CNN и Forbes. Куда же без последних, кто еще напишет бездарный текст вдогонку, да еще и об одном из богатейших художников современности? Делать вид, что ничего не происходит в творчестве художника просто невозможно - вот и мы просто обязаны были сказать свое слово.
Резонанс, который каждый раз поднимает Дамьен Хёрст с лихвой оправдывает средства, которые художник вкладывает в создание своих работ. Конечно он уступает межгосударственным распрям с многомиллиардными бюджетами, затраченные на баллистические ракеты и пропитание армии. Действительно, политики тратят чужие деньги и делают это совершенно бесталанно, в душе лелея стать как тот крутой парень в кожаной куртке и длиной звонкой цепью. Именно в таком виде Дамьен Хёрст дает немногочисленные интервью респектабельным СМИ, в которых приходится признаваться, что потратил на этот проект больше 50 миллионов фунтов своих собственных денег. В разговоре он не лукавит, не вводит в заблуждение, не флиртует с интервьюером. Как нормальный мужик он просто заявляет: "Эта выставка про веру". Все. Не добавить, не убавить. Он верит в придуманную им же легенду, и нет, она не кажется ему сумасшедшей. Тут не поспоришь, люди и не такое во имя веры вытворяли.
Эфемерные художники с тонкими натурами избаловали писателей и исследователей своей загадочностью. Последние уже натренировались искать смыслы, писать толстые тома о возможном символизме, который на деле оказывается неизвестным даже самому художнику. Этот раз не оказался исключением, хоть и по немного другой причине. Дамьен просто не давал никаких комментариев по поводу предстоящего проекта. Никто не знал, что и думать, и к чему все эти видео-тизеры с морского дня, которые художник периодически выкладывал в своем Инстаграме. И вот наконец-то 9 апреля 2017 года он явил миру свою работу и все, мягко выражаясь, охренели. Да и с открытием Дамьен был немногословен, поэтому каждый посчитал своим долгом придумать свою интерпретацию.
Пожалуй, лозунгом не только выставки, но и самого художника вполне могла стать песня Denken Sie Groß ("Мыслите масштабно"), авторы которой, немецкая группа Deichkind, призывают выйти за рамки обыденной действительности и думать с непривычной для человечества величием. Дамьен может позволить себе играть по крупному, так, что все шипящие феминистки, завистники и прочие недостающие внимания публики могут угомониться - их упреки затеряются в крутезне Хёрста. Потому что парень работал и работал честно. Чтобы вы представили на сколько широко он мыслил, рассказываем как все происходило. Для осуществления его идеи ему понадобилась 10 лет. За это время он придумывает легенду, готовит экспонаты, топит их в воде на месяц, устраивает грандиозную экспедицию с документационной фотосессией, снова поднимает их со дна и наконец выставляет в Венеции как собственную коллекцию, скупленную у археологов. Фактически зритель оказывается в искусственном краеведческом музее фантазий художника, в который хочется верить благодаря правдоподобным фотоснимкам огромных статуй под водой, но который в тоже время возвращает к действительности такими находками как статуя Микии Мауса, или бюст солистки южноафриканской группы Die Antwoord, или кораллами несуществующих цветов.
Сама легенда заключается в следующем. 2000 лет назад коллекционер сокровищ Сиф Амотан II строит самый большой на тот момент корабль The Unbelievable. К несчастью, он терпит кораблекрушение вместе с огромной долей коллекции, которую наконец-то находят в 21-ом веке. История, в которую верит Хёрст кажется совершенно посредственной, например, для кинематографа. Согласитесь, напоминает сюжеты многочисленных псевдоархеологических блокбастеров? Правда он не разменивается и идет ва-банк, не раскидывается бутафорией направо и налево, а создает шедевры, не жалея на них драгоценные металлы и полудрагоценные камни. Дамьен не только верит в эту историю, он заставляет вас поверить в тоже самое.
Можно бесконечно продолжать говорить о том, что натворил Хёрст; почему выбрал именно эти экспонаты; как ему удалось нарастить разноцветные кораллы и какие материалы были использованы. Но я спешу ответить на главный вопрос: за что же все-таки нужно любить Дамьен Хёрста и его последнюю выставку? Пожалуй за то, что он не изменяет себе, мыслит масштабно, но в тоже время просто, вдохновляет на то, чтобы и мы последовали его примеру и ни на к?6?